Как поставить задвижку на трубу

Задвижка на трубу – это особый вид запорно-регулирующей арматуры, который предназначен для ограничения или полного перекрытия потока в трубопроводе. Задвижки устанавливаются на водопроводных, канализационных, отопительных системах, а также на печных дымоходах. Правила выбора и установки устройства можно узнать, ознакомившись с предлагаемой статьей.

Запорно-регулирующая арматура для труб

Запорно-регулирующая арматура для труб

Выбор задвижки

Задвижки для трубопроводов различаются по нескольким критериям:

  • область использования;
  • способ управления;
  • размеры;
  • способ крепления.

Для правильного подбора устройства необходимо полное совпадение всех факторов.

Где используются задвижки

Задвижки используются:

  • в трубах, внутри которых проходит вода. Это могут быть как водопроводные или отопительные системы, так и канализационные трубы. Водопроводная задвижка состоит из диска, который перемещается внутри корпуса (рисунок выше);
  • в печных трубах. Печная задвижка представляет собой металлическую пластину, которая двигается по направляющим элементам.
Задвижка для дымоходов

Задвижка для дымоходов

Задвижки на канализационную или иную трубу, проводящую воду, могут быть:

  • клиновыми. Устройство приводится в действие вращением моховика, который перемещает шпиндель с запорными дисками клиновидной формы. Герметичность устройства достигается путем установки на диски уплотнительных прокладок, полностью соответствующих форме запорного элемента;
Внутренне устройство клиновой задвижки

Внутренне устройство клиновой задвижки

  • параллельными. Основная отличительная особенность состоит в наличии двух запорных элементов, соединенных пружиной. При перекрытии водоснабжения диски плотно прижимаются друг к другу, не пропуская проходящий поток.
Устройство и принцип работы параллельной задвижки

Устройство и принцип работы параллельной задвижки

Параллельные задвижки являются более надежными, что позволяет использовать устройства в трубопроводах с повышенной температурой проходящей жидкости.

Способы управления арматурой

Задвижки могут управляться:

  • вручную, вращением маховика или иного управляющего элемента. Такие устройства преимущественно устанавливаются на печные, канализационные и водопроводные трубы;
  • при помощи автоматики. Преимущественная область использования автоматических задвижек – это отопительные системы.

Подбор размеров

Кроме предназначения, вида и способа управления задвижки необходимо подбирать по следующим факторам:

  • форме сечения;
  • диаметру.

В зависимости от формы трубы задвижка может быть:

  • круглого сечения. Предназначены для стандартных труб, проводящих жидкость;
  • квадратного или прямоугольного сечения. Преимущественно задвижки в печной трубе.

Диаметр запорной арматуры должен полностью соответствовать диаметру труб, на которые предполагается установка устройства. Например, задвижка на 110 трубу должна быть диаметром 110 мм.

Способы крепления

По способу крепления запорная арматура подразделяется на устройства, фиксируемые:

  • резьбовым способом;
Задвижка, прикрепляемая при помощи резьбы

Задвижка, прикрепляемая при помощи резьбы

  • при помощи соединительных фланцев;
Задвижка, фиксируемая при помощи фланцев

Задвижка, фиксируемая при помощи фланцев

  • при помощи сварки.
Задвижка, устанавливая методом сварки

Задвижка, устанавливая методом сварки

На металлические бытовые трубопроводы преимущественно устанавливаются резьбовые задвижки. На промышленные трубопроводы ставят фланцевые устройства, а на трубопроводы, изготовленные из ПВХ – арматуру, соединяемую методом сварки.

Монтаж задвижек

Как сделать задвижку в трубе? Способы установки различаются в зависимости от вида устройства.

Установка задвижек на металлические водопроводные трубы

Установка задвижки на трубу, изготовленную из металла, производится следующим способом:

  1. в нужном месте трубопровода вырезается участок, который по длине соответствует размеру запорной арматуры;
  2. концы отрезов зачищаются;
  3. если устройство устанавливается при помощи резьбового соединения, то на концах труб нарезается резьба. Если выбрано фланцевое соединение, то на концах труб при помощи сварочного аппарата фиксируются крепежные фланцы;
Нарезка резьбы на трубопроводе

Нарезка резьбы на трубопроводе

  1. места соединений герметизируются уплотнительными кольцами (фланцевое соединение) или герметизирующими нитями (резьбовое соединение);
Установка задвижки при помощи фланцев

Установка задвижки при помощи фланцев

  1. задвижка фиксируется на трубопроводе. При использовании фланцевого соединения крепление производится фиксирующими болтами, которые соединяют фланцы между собой. При использовании резьбового соединения устройство вворачивается в подготовленную резьбу.
Установка резьбовой задвижки

Установка резьбовой задвижки

После установки устройства рекомендуется проверить его работоспособность и герметичность полученных соединений.

Установка задвижек на пластиковые трубы

Чтобы установить задвижку на пластиковую трубу, необходимо:

  1. подготовить участок для монтажа запорной арматуры;
  2. разогреть оборудование для сварки;
  3. зафиксировать задвижку на трубопроводе методом сварки.
Методика сварки пластиковых труб

Методика сварки пластиковых труб

Дополнительное уплотнение соединений какими-либо веществами не требуется.

Установка задвижек на печные трубы

Установка задвижки на трубу от печи производится при сборке дымохода и выполняется так:

  1. в выбранном месте производится укладка кирпича вокруг арматуры. Размеры оставленного отверстия должны полностью совпадать с соответствующими размерами задвижки;
  2. область по периметру задвижки обмазывается цементным раствором;
  3. устанавливается рамка задвижки;
  4. верхняя часть рамки также фиксируется при помощи цементного раствора;
Монтаж задвижки в кирпичный дымоход

Монтаж задвижки в кирпичный дымоход

  1. далее дымоход выкладывается по обычной схеме.

Как установить задвижку в кирпичный дымоход, смотрите на видео.

Таким образом, установить самостоятельно правильно подобранную задвижку не сложно. С работой может справиться самостоятельно даже начинающий мастер.